ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ФИЛИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КИНОКОМПАНИИ «КОНТЕНТ СИНЕМА»

 

 

   

 

 

 

Для всех кто хочет работать в индустрии кино и телевидения

vk.com/shkolakinovolgograd   ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ   www. kontentcinema.ru

АЛЕКСЕЙ ТРЕМАСОВ

1. Почему вы решили стали киноведом? Что повлияло на ваш выбор профессии?

В детстве и юности я мечтал стать артистом, а о профессии киноведа даже не задумывался. Параллельно собирал информацию об актёрах, составлял биофильмографические справки и сделал рукописную версию энциклопедии «Актёры отечественного кино», которая хранится у меня до сих пор, как раритет. Когда наступил момент окончания мной школы, никто мне не подсказал, что моё увлечение актёрами может стать профессией. Случилось это много времени спустя, когда я пришёл работать в Музей кино. Его директор, всемирно известный киновед Наум Клейман, порекомендовал мне поступать во ВГИК, что я и сделал. Таким образом, диплом киноведа я получил в сорок один год. 


2. Многие уверены, что учиться на киноведа очень легко, надо только много разных фильмов смотреть. Что вы можете сказать по этому поводу?


Учиться легко, если есть большое желание чего-то достичь в жизни, доказать другим, что ты на что-то способен. Знание кино тоже необходимо, поскольку может значительно облегчить обучение. 


3. Что вам больше всего нравится в вашей работе?


Нравится то, что у меня появилась возможность архивной работы, которой раньше я был лишён. Благодаря этому через мои руки прошли тысячи документов, восстановлены многие актёрские имена и их биографии. От этого я получаю огромный заряд энергии и удовлетворение от того, что не зря пришёл в профессию. Результатом этой работы явилось издание четырёхтомника «Актёры советского кино», в котором собрана информация о более пяти тысячах актёрах, и мой авторский интернет-проект «Всегда со мною…».


4. Есть ли у вас список любимых фильмов и как часто вы их пересматриваете?


Любимые фильмы, конечно, имеются, но пересматриваю я их нечасто, поскольку стремлюсь увидеть как можно больше самых разных картин. Предпочтение отдаю классике мирового кинематографа. Фактически не смотрю коммерческое американское и российское кино – то, что предлагают кинотеатры. 


5. Какие из последних вами просмотренных фильмов произвели на вас неизгладимое впечатление?


К просмотру фильмов я отношусь очень избирательно, и, к счастью, мне везёт на хорошее кино. Из последнего меня особенно впечатлили: «Печать зла» Орсона Уэллса, «Городская девчонка» Фридриха Мурнау, «Токийская повесть» Ясудзиро Одзу, «Отчаяние» Райнера Вернера Фасбиндера, «Мамонт» Лукаса Мудиссона, «Большой» Валерия Тодоровского.

6. Согласны ли вы с утверждением, что есть «живое» кино, а есть «мертвое»? Не является ли это ошибочным утверждением, ведь даже у плохих фильмов есть свой зритель? 

Эти определения очень спорные. Во все времена и у плохих и у хороших фильмов находились свои поклонники. Кто-то восхищается «Сталинградом» Фёдора Бондарчука, а кто-то предпочитает «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, и в этом я не вижу ничего плохого. Конечно же, было бы здорово, если бы, например, телевидение помогало зрителю найти правильные ориентиры в мире кино, или в школах проводились бы уроки по истории кинематографа, чтобы подрастающее поколение имело мало-мальское представление о знаковых картинах мирового экрана. Но такое случается крайне редко. 


7. На ваш взгляд, почему одни режиссеры снимают хорошее кино, а другие плохое? Это зависит от таланта и профессионализма кинорежиссера или все дело в плохих сценариях?


Думаю, дело и в том и в другом. Молодым режиссёрам не хватает образованности и профессионализма. Некоторые считают, что кино начинается с них, и даже не задумываются о том, что всё придуманное ими уже давно найдено предшественниками. Драматургический материал тоже, порой, банальный и вторичный. Попадая в руки слабого неопытного режиссёра, он выливается в два часа бесформенной экранной возни, после просмотра которой задаёшься вопросом: кому это было предназначено?


8. На ваш взгляд, почему часто снимают не смешные кинокомедии? В чем причины?


Изменились критерии юмора. Комедий на все времена, понятных каждому зрителю, как, например, «Кавказская пленница» или «Джентльмены удачи», давно не снимают. В советский период невозможно было сделать фильм, подобный «Гитлер капут!», поскольку используемый там юмор считался неприемлемым. К сожалению, сейчас кинематографисты ориентируются на самые низменные зрительские запросы, отсюда и получаются пошлые и глупые поделки, не имеющие никакого отношения к искусству кино.


9. Одни говорят, чтобы снимать комедии, надо родиться Чаплиным или Гайдаем, другие утверждают, что одного таланта мало, необходимо специально учиться, изучать драматургию комедийного жанра. Согласны ли вы, что нужно создавать в учебных заведениях по кинематографии отдельные мастерские, где будут учить специально на режиссеров комедиографов?


На мой взгляд, специально выучить на комедиографа невозможно. Если человек не обладает определённым складом ума, своеобразным отношением к окружающему миру, не чувствует природу кино, то сколько бы он не старался, сделать достойную комедию у него вряд ли получится.


10. Существует ли цензура в современном российском кино? На ваш взгляд, нужна ли цензура в наше время?


Думаю, что цензура современному кино не помешает. Слишком много стало на экране пошлости, сверхоткровенных сцен, тупости, ложных нравственных ориентиров. В один прекрасный момент всё это может привести к зрительской деградации, воспринимающей кинематограф только как средство развлечения.

11. Ваше отношение к ремейкам в российском кинематографе?

Не вижу в римейках ничего плохого. Одна беда – всё, что делается в этом жанре в последние годы, направлено исключительно на коммерческую прибыль. О качестве и достойном исполнении даже не идёт и речи.


12. Чтобы Вы пожелали ученикам Волгоградской Школы кино и телевидения «Контент Синема»?


Чтобы стать приличным кинематографистом, нужно обладать широким кругозором в области кино, хорошо ориентироваться в его истории. На мой взгляд, только в этом случае возможно избежать повторов, сказать что-то своё, новое, отличное от того, что было сделано предыдущими поколениями. Думаю, к этому должен стремиться каждый уважающий себя человек, планирующий посвятить свою жизнь работе в кинематографе.

 
Беседу вели: Андрей Аверин, журналист кинокомпании "Контент Синема".

Анатолий Беляевсков, руководитель Школы кино и телевидения "Контент Синема"

(с)Волгоградская Школа кино и телевидения "Контент Синема"
 
Волгоград, 2018 год.
КОНТЕНТ-СИНЕМА © 2014. ШКОЛА КИНОИСКУССТВА.