ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ФИЛИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КИНОКОМПАНИИ «КОНТЕНТ СИНЕМА»
Для всех кто хочет работать в индустрии кино и телевидения
vk.com/shkolakinovolgograd ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ www. kontentcinema.ru
КИРИЛЛ СЁМИН
Cцена из спектакля «На дне».
Cцена из спектакля «На дне».
- Кирилл Михайлович, помимо актерской деятельности у вас довольно разнообразный режиссерский опыт: вы поставили спектакли-концерты, детские сказки, спектакль по мотивам мюзикла. К какому жанру (как режиссер) вы тяготеете больше?
- Да, действительно, в 2014 году в театре сложилась ситуация, когда необходимо было расширять репертуар! До этого мы брали в работу исключительно серьезную классическую драматургию, помимо спектаклей «В Мадрид, в Мадрид!» и «Оркестра», которые на тот момент были визитными карточками театра, в репертуаре уже был спектакль «На дне», номинированный на «Золотую маску», а также «Иванов» по Чехову, спектакль - участник многочисленных, в том числе международных, фестивалей. Лев Борисович Эренбург был занят постановкой спектакля по пьесе Ольги Мухиной «Ю», а наш директор Ксения Малекина ратовала за то, чтобы репертуарная политика театра была более разнообразной! Так возникла идея попробовать сделать спектакль для детей! Для нас это был первый опыт, мы очень волновались, поскольку дети - это особенный зритель! Один наш знакомый даже пошутил, что с нашего спектакля дети седые выходить будут! Самое сложное было найти способ общения с залом, особенную интонацию, чтобы говорить с детьми понятным им языком, но при этом не сюсюкать с ними и не заигрывать! В итоге мы поняли, что не нужно ничего изобретать, нужно просто быть максимально искренними и естественными, чтобы было прежде всего интересно и прикольно нам самим! И в итоге у нас это получилось! И спектакль одинаково с восторгом воспринимается и детьми, и взрослыми!
Нужно отметить, что и критика восприняла этот спектакль с большим энтузиазмом! И на «Детский Weekend», внеконкурсную программу фестиваля «Золотая маска» мы с ним ездили, и лауреатом фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» он стал! Были с ним даже в Южно- Сахалинске, в Эстонии и в Красноярске! Причем интересно, что везде одинаково - взрослые считают, что это спектакль для них, а дети- что для них! Огромную роль в том, что эта работа оказалась настолько успешной сыграла то, что впервые мы ввели в спектакль живую музыку!
У нас в театре есть два очень музыкальных актера - Александр Белоусов и Ольга Альбанова! Мало того, что они прекрасно поют, они еще и играют на чуть ли не всех инструментах, пишут музыку и тексты для песен! Именно музыкальная составляющая стала своеобразной визитной карточкой спектакля! Мы использовали и оригинальные музыкальные номера, и переделанные мировые шлягеры! Тексты порой сочиняли все вместе, и это был поистине уникальный художественный процесс! И хотя режиссерами этого спектакля были мы вместе с моим коллегой Евгением Карповым, я считаю, что это был результат работы всей нашей команды!
Опыт работы над детским спектаклем оказался настолько удачным, что было решено сделать еще одну работу! Спектакль «История доктора Дулиттла» по мотивам сказки Хью Лофтинга вышел в 2017 году! Доктор Дуллитл - прообраз хорошо всем знакомого доктора Айболита! После успеха «Оза» были опасения начать повторяться, использовать уже опробованные методы и пойти по проторенной дорожке! Но все страхи оказались напрасными, спектакль вышел абсолютно не похожий на предыдущий, очень самобытный! Наши поклонники разделились на два лагеря – кому-то больше нравится «Оз», кому-то «Дулиттл»! Он тоже стал участником Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», и я считаю, что это наше достижение - не так много детских спектаклей удостаивается внимания высших театральных премий!
Общим стало то, что в этом спектакле тоже очень много музыки, состав музыкальной банды расширился, в труппу пришли молодые артисты, пополнив музыкальную группу! И я считаю, грех не использовать такую возможность, если есть такие музыкально одаренные артисты в труппе! Именно на Ольгу Альбанову я поставил в 2016 году спектакль «Дульсинея»! Это драматический спектакль, но там тоже звучит потрясающая музыка Геннадия Гладкого! Я сократил количество персонажей этой многонаселенной пьесы Александра Володина до трех, и это получилась камерная, очень лиричная история о любви! Наверное, мне близок жанр музыкального театра, потому что вскоре возник спектакль «НДТ», «ЁПэРэСэТэ» - спектакль - концерт, спектакль - капустник, в котором нашлось место и всему наработанному до этого музыкально - поэтическому материалу, и еще многим другим песням в исполнении как Ольги Альбановой и Саши Белоусова, так и других актеров нашего театра!
Мы, когда репетировали, творчески хулиганили, но оказалось, что формат театрального капустника невероятно востребован в наше непростое время, людям нужно иногда просто посмеяться от души, поэтому мы играем этот спектакль не только под Новый год, как задумывалось первоначально, но и на 8 марта и на 23 февраля, каждый раз немного трансформируя его с учетом конкретного праздника! Поэтому так уж получилось, что во всех моих спектаклях на сегодняшний день музыка играет огромную роль.
- Да, действительно, в 2014 году в театре сложилась ситуация, когда необходимо было расширять репертуар! До этого мы брали в работу исключительно серьезную классическую драматургию, помимо спектаклей «В Мадрид, в Мадрид!» и «Оркестра», которые на тот момент были визитными карточками театра, в репертуаре уже был спектакль «На дне», номинированный на «Золотую маску», а также «Иванов» по Чехову, спектакль - участник многочисленных, в том числе международных, фестивалей. Лев Борисович Эренбург был занят постановкой спектакля по пьесе Ольги Мухиной «Ю», а наш директор Ксения Малекина ратовала за то, чтобы репертуарная политика театра была более разнообразной! Так возникла идея попробовать сделать спектакль для детей! Для нас это был первый опыт, мы очень волновались, поскольку дети - это особенный зритель! Один наш знакомый даже пошутил, что с нашего спектакля дети седые выходить будут! Самое сложное было найти способ общения с залом, особенную интонацию, чтобы говорить с детьми понятным им языком, но при этом не сюсюкать с ними и не заигрывать! В итоге мы поняли, что не нужно ничего изобретать, нужно просто быть максимально искренними и естественными, чтобы было прежде всего интересно и прикольно нам самим! И в итоге у нас это получилось! И спектакль одинаково с восторгом воспринимается и детьми, и взрослыми!
Нужно отметить, что и критика восприняла этот спектакль с большим энтузиазмом! И на «Детский Weekend», внеконкурсную программу фестиваля «Золотая маска» мы с ним ездили, и лауреатом фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» он стал! Были с ним даже в Южно- Сахалинске, в Эстонии и в Красноярске! Причем интересно, что везде одинаково - взрослые считают, что это спектакль для них, а дети- что для них! Огромную роль в том, что эта работа оказалась настолько успешной сыграла то, что впервые мы ввели в спектакль живую музыку!
У нас в театре есть два очень музыкальных актера - Александр Белоусов и Ольга Альбанова! Мало того, что они прекрасно поют, они еще и играют на чуть ли не всех инструментах, пишут музыку и тексты для песен! Именно музыкальная составляющая стала своеобразной визитной карточкой спектакля! Мы использовали и оригинальные музыкальные номера, и переделанные мировые шлягеры! Тексты порой сочиняли все вместе, и это был поистине уникальный художественный процесс! И хотя режиссерами этого спектакля были мы вместе с моим коллегой Евгением Карповым, я считаю, что это был результат работы всей нашей команды!
Опыт работы над детским спектаклем оказался настолько удачным, что было решено сделать еще одну работу! Спектакль «История доктора Дулиттла» по мотивам сказки Хью Лофтинга вышел в 2017 году! Доктор Дуллитл - прообраз хорошо всем знакомого доктора Айболита! После успеха «Оза» были опасения начать повторяться, использовать уже опробованные методы и пойти по проторенной дорожке! Но все страхи оказались напрасными, спектакль вышел абсолютно не похожий на предыдущий, очень самобытный! Наши поклонники разделились на два лагеря – кому-то больше нравится «Оз», кому-то «Дулиттл»! Он тоже стал участником Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», и я считаю, что это наше достижение - не так много детских спектаклей удостаивается внимания высших театральных премий!
Общим стало то, что в этом спектакле тоже очень много музыки, состав музыкальной банды расширился, в труппу пришли молодые артисты, пополнив музыкальную группу! И я считаю, грех не использовать такую возможность, если есть такие музыкально одаренные артисты в труппе! Именно на Ольгу Альбанову я поставил в 2016 году спектакль «Дульсинея»! Это драматический спектакль, но там тоже звучит потрясающая музыка Геннадия Гладкого! Я сократил количество персонажей этой многонаселенной пьесы Александра Володина до трех, и это получилась камерная, очень лиричная история о любви! Наверное, мне близок жанр музыкального театра, потому что вскоре возник спектакль «НДТ», «ЁПэРэСэТэ» - спектакль - концерт, спектакль - капустник, в котором нашлось место и всему наработанному до этого музыкально - поэтическому материалу, и еще многим другим песням в исполнении как Ольги Альбановой и Саши Белоусова, так и других актеров нашего театра!
Мы, когда репетировали, творчески хулиганили, но оказалось, что формат театрального капустника невероятно востребован в наше непростое время, людям нужно иногда просто посмеяться от души, поэтому мы играем этот спектакль не только под Новый год, как задумывалось первоначально, но и на 8 марта и на 23 февраля, каждый раз немного трансформируя его с учетом конкретного праздника! Поэтому так уж получилось, что во всех моих спектаклях на сегодняшний день музыка играет огромную роль.
Сцена из спектакля «Дульсинея».
- В вашей творческой биографии была страничка под названием театр «OPS». Что такое для вас клоунада и пантомима?
- Это особенная страничка в моей творческой биографии. В 2011 году мы с моими коллегами Светланой Обидиной и Натальей Парашкиной выпустили спектакль «Прошлой эрой в Сиракузах» по мотивам древнегреческих мифов!
В этом спектакле не звучало ни одного слова! Это была скорее не клоунада в чистом виде, но попытка соединить и смешать несколько жанров - драму, комедию, пластический театр, клоунаду, эксцентрику и цирк! Для того, чтобы спектакль мог выезжать, в частности, за границу, мы даже организовали театр «OPS» (это аббревиатура наших фамилий - Обидина, Парашкина, Семин). Эта работа стала для нас еще и уникальным опытом интеграции в международный театральный процесс, поскольку в 2013 году нам посчастливилось побывать с ним на знаменитом фестивале «Фриндж» в Эдинбурге!
Это ежегодный фестиваль - ярмарка, на который помимо театральных коллективов приезжают продюсеры со всего мира, которые отсматривают спектакли и заключают контракты с понравившимися командами!
На целый месяц город превращается в огромную театральную площадку, где актеры ходят по улицам и площадям, приглашая на свои спектакли зрителей! Условия там были достаточно жесткие - дело в том, что на каждой сцене выступает ежедневно несколько коллективов, порой до 8-10! У каждого свое время, и ты должен успеть выставить декорацию, сыграть спектакль, а потом молниеносно все убрать! За каждую минуту просрочки платятся очень большие штрафы, поэтому мы даже отдельно репетировали монтировку и размонтировку с секундомером! Как сейчас помню - очень, наверное, забавное зрелище со стороны - актеры, едва успев поклониться, бегом растаскивают реквизит и разбирают а декорацию, а на сцену уже выбегают участники следующего спектакля, у нас это были японцы, и так же бегом устанавливают свою декорацию! И так мы прожили больше месяца в Эдинбурге, сыграв 33 спектакля! Жили всей нашей компанией количеством 9 человек в арендованной квартире в самом центре старого города!
У нас была возможность смотреть представления других команд со всего мира, это тоже было безумно интересно, окунуться в самый эпицентр мировой театральной жизни! Мы очень много общались с нашими зарубежными коллегами, поскольку, как и на всех фестивалях обычно, там каждый день было организовано огромное количество мастер - классов, встреч, лабораторий!
Результатом этой поездки было то, что мы получили очень много приглашений, и в течение нескольких лет побывали в Милане, Дрездене, Китае! К сожалению, спектакль сейчас уже не идет, поскольку в 2020 году Светланы Обидиной не стало!
Сцена из спектакля «Ю».
- В «НДТ» работают этюдным методом и все как бы сорежиссеры, соавторы - в чём минусы и плюсы такого существования?
- НДТ - это совершенно особая команда единомышленников! У нас, действительно, спектакли рождаются и сочиняются не так, как в других театрах, когда есть некий волевой творческий импульс от режиссера, которому актеры следует с той или иной долей свободы!
В нашем случае это всегда совместные творческие искания, размышления о материале, сценах, персонажах, которые актеры реализуют в этюдах, дальше идет обсуждение, анализ, потом снова с учетом всего этого, этюды! То есть у нас актеры - немного больше чем актеры, немного режиссеры! Кстати, изначально курс Эренбурга, на базе которого был основан наш театр, был режиссерским! И на этом курсе учился Вадим Сквирский, на счету которого, помимо многочисленных актерских работ, есть и три режиссерские, а в конце этого года выйдет, Бог даст, премьера «Господ Головлевых» в постановке Вадика!
Сцена из спектакля «Три сестры».
- Для вас есть табу: Что вы не можете принести в этюде из жизни на сцену?
- Да нет, наверное, вопрос ведь не в затрагиваемой теме, а в том, как она будет художественно интерпретирована! Именно творческое исследование, его глубина и серьезность для меня являются мерилом, а вовсе не тематика! Мне кажется, даже такие страшные вещи, как, скажем, например, каннибализм, педофилия или скотоложество могут быть предметом художественных размышлений, весь вопрос, как это делать и зачем!
Вспомним «Лолиту»! У нас в «Короле Лире» люди мучают друг друга, пытают, наносят увечья, убивают! Это есть и у Шекспира в пьесе, и этого так много, что постепенно восприятие притупляется, сочувствие пропадает, ведь невозможно бесконечно сопереживать, и мы сознательно это педалируем, в какой-то момент в зрительном зале возникает даже смех, как защитная реакция, и в итоге все происходящее на сцене напоминает уже какой-то кровавый абсурд, фантасмагорию, клоунаду! И страшно становится уже от того, что нагромождение жестокости и бесчеловечности не вызывает отклика и сочувствия!
По-моему, очень современная история! Таким образом, исследование низменных сторон человеческой души служит художественной и гуманистической цели!
В каком-то смысле мы работаем как хирурги, вскрывающие гнойные раны, чтобы человеку стало легче! Недаром Лев Борисович - врач по первому образованию!
- Да нет, наверное, вопрос ведь не в затрагиваемой теме, а в том, как она будет художественно интерпретирована! Именно творческое исследование, его глубина и серьезность для меня являются мерилом, а вовсе не тематика! Мне кажется, даже такие страшные вещи, как, скажем, например, каннибализм, педофилия или скотоложество могут быть предметом художественных размышлений, весь вопрос, как это делать и зачем!
Вспомним «Лолиту»! У нас в «Короле Лире» люди мучают друг друга, пытают, наносят увечья, убивают! Это есть и у Шекспира в пьесе, и этого так много, что постепенно восприятие притупляется, сочувствие пропадает, ведь невозможно бесконечно сопереживать, и мы сознательно это педалируем, в какой-то момент в зрительном зале возникает даже смех, как защитная реакция, и в итоге все происходящее на сцене напоминает уже какой-то кровавый абсурд, фантасмагорию, клоунаду! И страшно становится уже от того, что нагромождение жестокости и бесчеловечности не вызывает отклика и сочувствия!
По-моему, очень современная история! Таким образом, исследование низменных сторон человеческой души служит художественной и гуманистической цели!
В каком-то смысле мы работаем как хирурги, вскрывающие гнойные раны, чтобы человеку стало легче! Недаром Лев Борисович - врач по первому образованию!
Сцена из спектакля «Король Лир».
- Вы адвокат своих героев? Есть персонаж, на которого вы внутри злитесь или не соглашаетесь?
- В театре - да, я всегда адвокат своих ролей! Просто потому, что есть время на поиски, раздумья, пробы! В кино для всего этого нет ни времени, ни возможности!
Во-первых, сценарии в большинстве случаев оставляют желать лучшего! Мне много приходилось играть киллеров, подонков, бандосов! Какие уж тут адвокаты роли!
Именно из-за нехватки приличных сценариев, в частности, актриса нашего театра Татьяна Колганова сейчас сняла в качестве режиссера картину «Синдром отложенного счастья» по собственному сценарию, где одну из главных ролей сыграла другая актриса нашего театра Татьяна Рябоконь!
В этом фильме снялись почти все актеры нашего театра! Так что спасение утопающих - дело рук самих утопающих! Как в театре, так и в кино идем, что называется, свиньей.
- В театре - да, я всегда адвокат своих ролей! Просто потому, что есть время на поиски, раздумья, пробы! В кино для всего этого нет ни времени, ни возможности!
Во-первых, сценарии в большинстве случаев оставляют желать лучшего! Мне много приходилось играть киллеров, подонков, бандосов! Какие уж тут адвокаты роли!
Именно из-за нехватки приличных сценариев, в частности, актриса нашего театра Татьяна Колганова сейчас сняла в качестве режиссера картину «Синдром отложенного счастья» по собственному сценарию, где одну из главных ролей сыграла другая актриса нашего театра Татьяна Рябоконь!
В этом фильме снялись почти все актеры нашего театра! Так что спасение утопающих - дело рук самих утопающих! Как в театре, так и в кино идем, что называется, свиньей.
Сцена из спектакля «История доктора Дулиттла».
- Вы обижаетесь на зрителя, если попадается "Глухой" зал?
- Нет, конечно! Зал бывает очень разный! Мы уже привыкли к этому! Даже не знаю, от чего это зависит! Точно не от качества игры - порой спектакль идет замечательно, а реакции ответной не возникает! Но, кстати, это не говорит о том, что спектакль не нравится - очень часто зал молчит, но это молчание внимательное и вдумчивое, и в финале зал разражается аплодисментами! К чему тут обиды!
Сцена из спектакля «Волшебник страны Оз».
- А на критику?
- Критика критике рознь! Здесь ответ очень простой - важно, кто говорит! Сейчас такое время, что мнения о спектакле можно высказать в интернете, написать статью, оставить комментарий! И иногда это бывает очень интересно читать! Иногда не очень! Но можно ведь и не читать!
Что же касается театральных критиков, здесь история интересная! Раньше, когда не было возможности записать спектакли в театре на видео, критики были нужны еще и для того, чтобы описать спектакли!
И именно благодаря этому сейчас у нас есть представление о том, как играли на сцене, например, Вера Комиссаржевская или Михаил Чехов! Сейчас это уже не так актуально, потому что есть возможность увидеть практически любой спектакль, если не вживую, то по видео!
Я как-то спрашивал у своей знакомой, театрального критика, в чем сейчас заключается функция критика, так вот она мне сказала, что в идеале критическая статья должна так же являться актом творческим, в основе которого лежит впечатление после просмотра спектакля! Увы, критические статьи, к которым можно применить это определение - огромная редкость!
Хотя и встречаются настоящие мастера своего дела! Например, читать статьи такого потрясающего критика, как Алексей Вадимович Бартошевич - настоящее наслаждение, даже если в спектакле не все ему понравилось! Но это анализ на таком высоком уровне, что порой даже гордость появляется, неужели правда мы это создали!
- Критика критике рознь! Здесь ответ очень простой - важно, кто говорит! Сейчас такое время, что мнения о спектакле можно высказать в интернете, написать статью, оставить комментарий! И иногда это бывает очень интересно читать! Иногда не очень! Но можно ведь и не читать!
Что же касается театральных критиков, здесь история интересная! Раньше, когда не было возможности записать спектакли в театре на видео, критики были нужны еще и для того, чтобы описать спектакли!
И именно благодаря этому сейчас у нас есть представление о том, как играли на сцене, например, Вера Комиссаржевская или Михаил Чехов! Сейчас это уже не так актуально, потому что есть возможность увидеть практически любой спектакль, если не вживую, то по видео!
Я как-то спрашивал у своей знакомой, театрального критика, в чем сейчас заключается функция критика, так вот она мне сказала, что в идеале критическая статья должна так же являться актом творческим, в основе которого лежит впечатление после просмотра спектакля! Увы, критические статьи, к которым можно применить это определение - огромная редкость!
Хотя и встречаются настоящие мастера своего дела! Например, читать статьи такого потрясающего критика, как Алексей Вадимович Бартошевич - настоящее наслаждение, даже если в спектакле не все ему понравилось! Но это анализ на таком высоком уровне, что порой даже гордость появляется, неужели правда мы это создали!
Сцена из спектакля «ЁПэРэСэТэ!».
- У всех бывают минуты профессиональной усталости и даже отчаяния, когда теряешь веру в себя или в место, где работаешь... Ваш совет - как "вытаскивать" себя в такие моменты?
- Да, это правда, моменты бывают всякие! Наверное, в нашей профессии особенно! Боюсь, у меня нет универсального рецепта, как с этим бороться! Мне кажется, каждый сам должен найти способ, подходящий для него! Понять, что тебя вдохновляет и дает силы! Для кого-то это природа, для кого-то искусство или литература! Нужно изучать себя, искать свои методы восстановления духовных сил!
- Что пожелаете ученикам школы кино и телевидения «Контент Синема»?
- Прежде всего здоровья, как бы банально это ни звучало! Ещё желаю смелости творческой, не нужно ничего бояться, нужно экспериментировать, пробовать себя, ошибаться - это обязательный путь становления в творчестве!
Еще очень важно найти, что называется, свою стаю - единомышленников, говорящих на одном с тобой языке!
В этом смысле нам в «Небольшом драматическом театре» очень повезло - мы настоящая банда, и это невероятно важно для подлинного раскрытия себя и своих творческих возможностей! Ну, и, конечно, удачи, куда же без нее!!
- Да, это правда, моменты бывают всякие! Наверное, в нашей профессии особенно! Боюсь, у меня нет универсального рецепта, как с этим бороться! Мне кажется, каждый сам должен найти способ, подходящий для него! Понять, что тебя вдохновляет и дает силы! Для кого-то это природа, для кого-то искусство или литература! Нужно изучать себя, искать свои методы восстановления духовных сил!
- Что пожелаете ученикам школы кино и телевидения «Контент Синема»?
- Прежде всего здоровья, как бы банально это ни звучало! Ещё желаю смелости творческой, не нужно ничего бояться, нужно экспериментировать, пробовать себя, ошибаться - это обязательный путь становления в творчестве!
Еще очень важно найти, что называется, свою стаю - единомышленников, говорящих на одном с тобой языке!
В этом смысле нам в «Небольшом драматическом театре» очень повезло - мы настоящая банда, и это невероятно важно для подлинного раскрытия себя и своих творческих возможностей! Ну, и, конечно, удачи, куда же без нее!!
Автограф от актёра театра и кино - Кирилла Сёмина для волгоградского киножурнала «Контент Синема».
Интервью взял: Андрей Аверин, журналист киножурнала «Контент Синема».
Фотографии из личного архива актёра Кирилла Сёмина.
Художественный руководитель: Анатолий Беляевсков.
Волгоградская Школа кино и телевидения «Контент Синема».
http://kinoschkola-volgograd.ru/
http://kinojurnal-contentcinema.ru/
© Волгоград, 2021 год
Фотографии из личного архива актёра Кирилла Сёмина.
Художественный руководитель: Анатолий Беляевсков.
Волгоградская Школа кино и телевидения «Контент Синема».
http://kinoschkola-volgograd.ru/
http://kinojurnal-contentcinema.ru/
© Волгоград, 2021 год
КОНТЕНТ-СИНЕМА © 2014. ШКОЛА КИНОИСКУССТВА.