ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ФИЛИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КИНОКОМПАНИИ «КОНТЕНТ СИНЕМА»
Для всех кто хочет работать в индустрии кино и телевидения
vk.com/shkolakinovolgograd ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ www. kontentcinema.ru
ЮРИЙ УТКИН
- В кинодраме «Зоя» вы сыграли подполковника Людвига Рюдерера. Чем он вас зацепил?
- Это был настоящий, невымышленный образ. Я сыграл маститого фашиста Рюдерера потому, что, к своему удивлению, нашел в нем импонирующую мне черту. Он был довольно позитивным человеком. Во-первых, Людвиг приехал в подмосковную деревню Петрищево в тот момент, когда Зоя Космодемьянская уже находилась там в заточении. Его крестник (его сыграл актёр Вольфганг Черни – прим. акт.) был тем самым фашистом, который зверски издевался над Зоей. На протяжении этой истории мой герой старался всеми силами остановить своего крестника-садиста. Не допустить зверства, пресечь звероподобную сущность человека, мучившего животных в детстве. Когда Людвиг Рюдерер узнал, что в плен взяты комсомольцы, то сразу же туда приехал. По законам военного времени ребят должны были казнить. Подполковник попытался избавить людей от боли, жестокости и истязаний, приказав, как можно скорее всех повесить. Всё, что можно сделать в это военное время, он попытался сделать. Вот это я хотел донести до зрителя.
- Это был настоящий, невымышленный образ. Я сыграл маститого фашиста Рюдерера потому, что, к своему удивлению, нашел в нем импонирующую мне черту. Он был довольно позитивным человеком. Во-первых, Людвиг приехал в подмосковную деревню Петрищево в тот момент, когда Зоя Космодемьянская уже находилась там в заточении. Его крестник (его сыграл актёр Вольфганг Черни – прим. акт.) был тем самым фашистом, который зверски издевался над Зоей. На протяжении этой истории мой герой старался всеми силами остановить своего крестника-садиста. Не допустить зверства, пресечь звероподобную сущность человека, мучившего животных в детстве. Когда Людвиг Рюдерер узнал, что в плен взяты комсомольцы, то сразу же туда приехал. По законам военного времени ребят должны были казнить. Подполковник попытался избавить людей от боли, жестокости и истязаний, приказав, как можно скорее всех повесить. Всё, что можно сделать в это военное время, он попытался сделать. Вот это я хотел донести до зрителя.
- Как вы готовились к роли, какие исторические документы изучали?
- Я долго и серьезно готовился к этой роли. Прочёл очень много материалов о своем герое, поскольку он действительно существовал и был таким, как показано в этом фильме. До начала съёмок я постарался узнать его судьбу после войны, но следы оказались затеряны. Не думаю, что он погиб. Скорее всего, со многими немцами просто убежал в Аргентину. Потом я просматривал документы со списками расстрелянных людей, но там тоже ничего о нём не нашёл. После этого ездил в Восточную Германию и общался с бывшими нацистами (в своё время актёр Юрий Иванович Уткин жил в Германии – прим акт). Узнал от этих людей, как они пошли на это, что их заставило пойти туда. Постарался узнать как можно больше о войне (с их точки зрения), и мне это очень помогло в работе над моим образом. Получился такой скрытный персонаж: за непроницаемой маской холеного фашиста живет испуганный войной человек. Очень трогательный и тонкий. Война внесла в него свои коррективы, сделала из него палача.
- Я долго и серьезно готовился к этой роли. Прочёл очень много материалов о своем герое, поскольку он действительно существовал и был таким, как показано в этом фильме. До начала съёмок я постарался узнать его судьбу после войны, но следы оказались затеряны. Не думаю, что он погиб. Скорее всего, со многими немцами просто убежал в Аргентину. Потом я просматривал документы со списками расстрелянных людей, но там тоже ничего о нём не нашёл. После этого ездил в Восточную Германию и общался с бывшими нацистами (в своё время актёр Юрий Иванович Уткин жил в Германии – прим акт). Узнал от этих людей, как они пошли на это, что их заставило пойти туда. Постарался узнать как можно больше о войне (с их точки зрения), и мне это очень помогло в работе над моим образом. Получился такой скрытный персонаж: за непроницаемой маской холеного фашиста живет испуганный войной человек. Очень трогательный и тонкий. Война внесла в него свои коррективы, сделала из него палача.
- Где проходили съёмки?
- В Белоруссии, под Белоруссией и под Минском. Для съёмок была выстроена специальная деревня с настоящими хатами и колодцами. Её построили ещё 10 лет тому назад. На этой площадке уже сделали не один фильм. В своё время там снимали «Алёшу» с моим участием и многие другие картины. Эта локация ещё много лет прослужит для актёров и режиссёров.
- В Белоруссии, под Белоруссией и под Минском. Для съёмок была выстроена специальная деревня с настоящими хатами и колодцами. Её построили ещё 10 лет тому назад. На этой площадке уже сделали не один фильм. В своё время там снимали «Алёшу» с моим участием и многие другие картины. Эта локация ещё много лет прослужит для актёров и режиссёров.
- Какая была атмосфера на съёмочной площадке?
- Когда я первый раз приехал туда (это была моя первая встреча с этой деревней – прим. акт) то я, честно говоря, был в глубоком шоке. На дворе стояла колючая морозная, зимняя погода, настоящая стужа. Я своими глазами видел, как полураздетая массовка (арестанты) терпели боль и холод. Когда увидел эту деревню, честно говоря, внутренне содрогнулся, настолько всё выглядело натурально. Я как будто оказался в том времени, в тот час. Было не по себе. Очень тяжело было сдерживаться, у меня наворачивались слезы на глазах, а требовалось играть абсолютно обратное. Я восхищен стойкостью массовки и стойкостью актёров, в маечках и босиком ходивших по снегу и льду.
- Когда я первый раз приехал туда (это была моя первая встреча с этой деревней – прим. акт) то я, честно говоря, был в глубоком шоке. На дворе стояла колючая морозная, зимняя погода, настоящая стужа. Я своими глазами видел, как полураздетая массовка (арестанты) терпели боль и холод. Когда увидел эту деревню, честно говоря, внутренне содрогнулся, настолько всё выглядело натурально. Я как будто оказался в том времени, в тот час. Было не по себе. Очень тяжело было сдерживаться, у меня наворачивались слезы на глазах, а требовалось играть абсолютно обратное. Я восхищен стойкостью массовки и стойкостью актёров, в маечках и босиком ходивших по снегу и льду.
Особо хочу отметить актрису Анастасию Мишину (Зою Космодемьянскую), которая висела на виселице при жутком ветре. Это — настоящий актёрский героизм. У нас вся съёмочная группа была потрясающая. Я, честно говоря, редко сталкивался с такими добрыми и приятными людьми на площадке – начиная от первого и второго режиссёра и заканчивая ассистентами по массовке, костюмерами и гримёрами. Они просто создавали чудесную атмосферу любви на площадке. С нас пылинки сдували. Это было всё бесконечно человечно. Сейчас я по ним очень скучаю, до сих пор со всеми дружу.
- Роль Зои Космодемьянской сыграла молодая актриса театра им. Маяковского — Анастасия Мишина. Как вам работалось с ней на съёмочной площадке?
- Зою Космодемьянскую сыграла прекраснейшая актриса Анастасия Мишина. Мы с ней дружим, общаемся, поздравляем с праздниками. На площадке это становилось просто невыносимо, потому что я редко сталкиваюсь с гениями на площадке. А это был тот самый случай. Она гениальна, что не мешает ей быть прекрасным человеком. Анастасия очень добрая, чуткая, терпеливая, человечная, без актёрского пафоса. Я очень рад, что столкнулся с таким прекрасным человеком и актёром на площадке. И сейчас жду премьеры, чтобы посмотреть этот фильм, потому что, с моей точки зрения, её роль сыграна потрясающе. Я очень рад за неё.
- Повлияла ли как-то пандемия на съёмки этого проекта?
- Коронавирус не повлиял на съёмки этого фильма, потому что мы снимали картину за два года до начала пандемии. Мы были счастливы работать и сниматься. Нас прекрасно встречали, и мы даже не подозревали, что через два года начнётся такой кошмар.
- Как вы считаете, почему до сих пор так актуально снимать фильмы на военную тематику?
- В наше время молодёжь уже начинает путаться, кто победил в войне – американцы или «наши». В сочинениях ЕГЭ некоторые ученики пишут, что войну выиграла Германия и Англия. Это полный абсурд. Поэтому я полагаю, что нашу молодёжь надо не только учить, ей еще надо показывать, как на самом деле все это было. Показывать, на что были способны их ровесники, братья и сёстры. При этом мальчишки и девчонки должны задуматься, что в то время они могли сделать для своей страны, на какой героизм могли пойти ради своих родных и близких, невзирая ни на что. К сожалению, сегодняшний век - это век планшетов, век абсолютной необразованности, поэтому наша молодёжь обязана смотреть такие фильмы. Я бы, честно говоря, предложил сделать урок в школе, на котором показывали бы патриотические фильмы. Чтобы в школьную программу входили походы в кинотеатры. Там наши дети не должны смотреть аниме или абсолютно бездарные российские или зарубежные мультфильмы. Им нужно смотреть в первую очередь фильмы, в которых бы рассказывали о том, что делали предки, на какой героизм они шли и ради чего они это делали. Жаль, что у нынешнего молодого поколения нет авторитетов. Это глубоко печально. Поэтому я считаю, что надо снимать военные фильмы и показывать их не только молодёжи, но и людям, которые начинают забывать, как это было и ради чего это всё делалось.
- Зою Космодемьянскую сыграла прекраснейшая актриса Анастасия Мишина. Мы с ней дружим, общаемся, поздравляем с праздниками. На площадке это становилось просто невыносимо, потому что я редко сталкиваюсь с гениями на площадке. А это был тот самый случай. Она гениальна, что не мешает ей быть прекрасным человеком. Анастасия очень добрая, чуткая, терпеливая, человечная, без актёрского пафоса. Я очень рад, что столкнулся с таким прекрасным человеком и актёром на площадке. И сейчас жду премьеры, чтобы посмотреть этот фильм, потому что, с моей точки зрения, её роль сыграна потрясающе. Я очень рад за неё.
- Повлияла ли как-то пандемия на съёмки этого проекта?
- Коронавирус не повлиял на съёмки этого фильма, потому что мы снимали картину за два года до начала пандемии. Мы были счастливы работать и сниматься. Нас прекрасно встречали, и мы даже не подозревали, что через два года начнётся такой кошмар.
- Как вы считаете, почему до сих пор так актуально снимать фильмы на военную тематику?
- В наше время молодёжь уже начинает путаться, кто победил в войне – американцы или «наши». В сочинениях ЕГЭ некоторые ученики пишут, что войну выиграла Германия и Англия. Это полный абсурд. Поэтому я полагаю, что нашу молодёжь надо не только учить, ей еще надо показывать, как на самом деле все это было. Показывать, на что были способны их ровесники, братья и сёстры. При этом мальчишки и девчонки должны задуматься, что в то время они могли сделать для своей страны, на какой героизм могли пойти ради своих родных и близких, невзирая ни на что. К сожалению, сегодняшний век - это век планшетов, век абсолютной необразованности, поэтому наша молодёжь обязана смотреть такие фильмы. Я бы, честно говоря, предложил сделать урок в школе, на котором показывали бы патриотические фильмы. Чтобы в школьную программу входили походы в кинотеатры. Там наши дети не должны смотреть аниме или абсолютно бездарные российские или зарубежные мультфильмы. Им нужно смотреть в первую очередь фильмы, в которых бы рассказывали о том, что делали предки, на какой героизм они шли и ради чего они это делали. Жаль, что у нынешнего молодого поколения нет авторитетов. Это глубоко печально. Поэтому я считаю, что надо снимать военные фильмы и показывать их не только молодёжи, но и людям, которые начинают забывать, как это было и ради чего это всё делалось.
- Есть ли у Вас любимая картина о Великой Отечественной войне?
- Я люблю смотреть только военные фильмы. Мои любимые советские шедевры— «Вечный зов» и «Женя, Женечка и «Катюша». С Николаем Сергеевичем Мартоном, с народным артистом РСФСР я общаюсь до сих пор (этот актёр играл одну из ролей в фильме «Женя, Женечка и «Катюша» - прим. акт). У нас прекраснейшие с ним отношения. В своё время он мне рассказывал, как проходили съёмки этой истории. Со многими общаюсь на эту тему. Много хороших военных фильмов снято и в наше время. Тот же «Диверсант. Крым», где я имел честь сниматься у режиссера Дмитрия Иосифова.
Сейчас на экраны страны выходит фильм режиссёра Андрея Богатырева «Красный призрак». Мэтр кино Никита Михалков сказал, что это лучшая картина о войне среди тех, которые он когда-либо видел. Я советую всем посмотреть эту ленту, потому что там открыта правда. Там нет выдумки, там нет лжи. Всё снято по реальным событиям. Да, немного в этом фильме есть жести, есть немного того, что тяжело воспринимать, но это так и было. Это надо просто видеть, с этим надо смириться, потому что это наша с вами история.
- Я люблю смотреть только военные фильмы. Мои любимые советские шедевры— «Вечный зов» и «Женя, Женечка и «Катюша». С Николаем Сергеевичем Мартоном, с народным артистом РСФСР я общаюсь до сих пор (этот актёр играл одну из ролей в фильме «Женя, Женечка и «Катюша» - прим. акт). У нас прекраснейшие с ним отношения. В своё время он мне рассказывал, как проходили съёмки этой истории. Со многими общаюсь на эту тему. Много хороших военных фильмов снято и в наше время. Тот же «Диверсант. Крым», где я имел честь сниматься у режиссера Дмитрия Иосифова.
Сейчас на экраны страны выходит фильм режиссёра Андрея Богатырева «Красный призрак». Мэтр кино Никита Михалков сказал, что это лучшая картина о войне среди тех, которые он когда-либо видел. Я советую всем посмотреть эту ленту, потому что там открыта правда. Там нет выдумки, там нет лжи. Всё снято по реальным событиям. Да, немного в этом фильме есть жести, есть немного того, что тяжело воспринимать, но это так и было. Это надо просто видеть, с этим надо смириться, потому что это наша с вами история.
Досье киножурнала «Контент Синема»:
Юрий Уткин, актёр театра и кино.
Родился: 23 декабря 1968 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).
Образование: окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
Карьера: Снимается в кино. На его счёту такие работы, как «Пять минут тишины. Возвращение», «Мата Хари», «Демон революции», «Екатерина. Взлёт», «Шеф. Новая жизнь», «Власик. Тень Сталина», «Охота на певицу», «Алекс Лютый», «Восхождение на Олимп» и др.
Беседу вёл: Андрей Аверин, журналист киножурнала «Контент Синема».
Фотографии из личного архива актёра Юрия Уткина и из личного архива журналиста Андрея Аверина.
Художественный руководитель: Анатолий Беляевсков.
Волгоградская Школа кино и телевидения «Контент Синема».
http://kinoschkola-volgograd.ru/
http://kinojurnal-contentcinema.ru/
© Волгоград, 2021 год
Юрий Уткин, актёр театра и кино.
Родился: 23 декабря 1968 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).
Образование: окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
Карьера: Снимается в кино. На его счёту такие работы, как «Пять минут тишины. Возвращение», «Мата Хари», «Демон революции», «Екатерина. Взлёт», «Шеф. Новая жизнь», «Власик. Тень Сталина», «Охота на певицу», «Алекс Лютый», «Восхождение на Олимп» и др.
Беседу вёл: Андрей Аверин, журналист киножурнала «Контент Синема».
Фотографии из личного архива актёра Юрия Уткина и из личного архива журналиста Андрея Аверина.
Художественный руководитель: Анатолий Беляевсков.
Волгоградская Школа кино и телевидения «Контент Синема».
http://kinoschkola-volgograd.ru/
http://kinojurnal-contentcinema.ru/
© Волгоград, 2021 год
КОНТЕНТ-СИНЕМА © 2014. ШКОЛА КИНОИСКУССТВА.